Previous Entry Share Next Entry
Общество потребления, кризис идентичности и его последствия.
Logo1
trendsout
Оригинал взят у xeonblack в Общество потребления, кризис идентичности и его последствия.


Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Термин ввведен немецким социологом Эрихом Фроммом.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.


Данный тип общества сформирован во многих странах, и поддерживается элитой, с определенными целями, о которые будут показаны немного позднее.

Куда все, туда и наши, местные, находящиеся у власти люди, то есть - правящий субъект. Я не говорю обо всех абсолютно, но я говорю о многих. “Европеизация” правящего субъекта приводит к тому, что в качестве некоего абстрактного идеала этого сообщества стала следующая модель:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом). (с)

Стратегическая цель сторонников глобализаторов и общества потребления - сознательное воспитание низкообразованных потребителей ради достижения “экономических” целей.

Ну и что же? В итоге, какие последствия имеет такое для людей, каков механизм его действия?

Испуганный, скучающий, человек - потребитель спешащий "утолить" свою потребительскую жажду в магазине, попав под воздействие "позитивной" рекламы... Ведь ничего другого интересного вроде бы и нет, культура? Да какая культура помилуйте, проще поклониться некоей “приятности бытия”, сделать из нее культ, и все в порядке, вроде бы можно как-то существовать и без образования и культуры, сходить, что-нибудь купить, “порадовать” себя.

И вроде бы - все хорошо, “экономика” цветет и пахнет, и даже кое где растет. Хотя, кого устроит такое существование, не знаю, точно не меня. Унылая модель бытия, в результате принятия которой вы находитесь под воздействием медиавирусов, ходите и покупаете барахло, которое мало-когда пригодится.


Кто-то, может быть, не обращает внимания, но ведь недаром же сказано:

Вот он, гнойник довольства и покоя: Прорвавшись внутрь, он не дает понять, Откуда смерть.


Теперь, наверное надо подробнее рассказать, что же это за гнойник такой, от которого еще и смерть может прийти.

Всем известно, что негативные сообщения в новостях и социуме воздействуют определенным образом на общество формируют у людей определенную идентичность, которая, в свою очередь, позволяет увеличить эффективность рекламы - это и есть основной “мотор” общества потребления.

Самое интересное, когда этим начинают страдать дети, подростки, ведь подобная “культура” формирует у них некую идентичность. Не забывайте, ведь им так же - скучно, но давайте теперь поговорим подробнее об идентичности.


Идентичность (лат. Identitas, англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.


Идентичность может быть сформирована как и у более мелких социальных групп, так и у крупных (нация, например)


В любом случае она базируется на неких примерах для подражания, творческих образах, метафизике, легендах. Не стоит забывать что идентичность может кардинальным образом изменить мышление человека. Все зависит от того, на каких именно образах она сформирована.

Углубляясь в данный вопрос начну с цитаты из психологии:

Обретение самого себя в подростковом возрасте открывает пути дальнейшего плодотворного развития человека. Однако кризис идентичности может завершиться неблагополучно. Если подростку не удается разрешить задачи индивидуальной идентификации, то формируется неадекватная идентичность по четырем основным направлениям:

1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, что обуславливает страх взросления и перемен;

3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние ресурсы, построить иерархию задач;

4. формирование «негативной идентичности» что означает отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

Различные варианта неадекватной идентификации обуславливают и различную степень смешения представлений, путаницу ролей. Подросток не может связать свои прошлые, настоящие представления о себе, поэтому у него нет планов на будущее. Он не знает кто он, на что способен, чего он хочет, что для него важно, а что нет. Такой подросток легко вступает в асоциальные группы, принимая их групповые ценности, стереотипы поведения – любая определенность, лучше неопределенности. Ему нечего противопоставить групповой морали – своей у него нет. Употребление алкоголя, наркотиков избавляет от необходимости искать ответы на трудные вопросы, решать реальные задачи, ставить реальные цели, бороться со своим отчаянием и обретать свое новое Я. Бегство в измененные состояния сознания – путь в никуда, от жизни, от будущего (подробнее см «Измененные состояния сознания»). Обнаружена высокая степень зависимости между употреблением алкоголя и наркотиков и преступной деятельностью подростков. Алкоголь и наркотики снижают возможность контролировать свое поведение. У подростков в период кардинальной биологической и психологической перестройки, способность контролировать свое поведение снижена, и помимо психоактивных средств. Алкоголь и наркотики снижают возможность контролировать агрессивное поведение, не поддаваться влиянию других, ясно сознавать последствия своих действий, что для подростков вдвойне опасно.

Последствием болезненного процесса идентификации может стать самоубийство подростка.


З.Ы. И не спрашивайте, как после этого дети попадают в разнообразные деструктивные секты, как образуются эти же самые секты, конечно же они базируются на некоей специфической форме идентичности.

С другой стороны, кто формирует идентичность, на высшем уровне?

Идентичность нации (или народа) во многом формирует его элита. Если, конечно, это настоящая элита, а не наше постсоветское хамовато-гедонистическое сообщество, постоянно рассуждающее о своей элитарности и проклинающее народ.


Итак, мы видим, что формирование идентичности процесс очень важный, в случае негативного развития процесса - возможно самоубийство человека, убийство других людей на почве какой-нибудь расовой, или религиозной вражды. Ну что же, попробуем поискать подобное в реальном мире?

Приведу некоторые факты, из другого источника.

23 ноября 2015 года во «ВКонтакте» и других сайтах (имиджборд «Двач» и прочих) появляются шокирующие фотографии бросившейся под поезд школьницы, известной в социальной сети как Рина Паленкова. Непосредственно перед совершением самоубийства девушка делает «селфи» на фоне проезжающего поезда и выкладывает их на страницами с подписью «ня. пока.». Девушкой оказывается 16-летняя студентка колледжа из Уссурийска Рената Камболина, предположительно решившаяся на этот шаг из-за неурядиц в семье и на фоне сложных личных отношений. В интернете распространяются фотографии и мемы с соответствующим чёрным юмором, использующие слова «Рина» и «Ня. пока».

На фоне набирающей популярность волны после гибели Рины пользователи Контакта начинают «расследование» этого случая, в ходе него рождается предположение, что причиной гибели школьницы могли стать психоделические видео из группы «f57», на которую была подписана школьница (как стало известно, Рената увлекалась в числе прочего психоделикой и видеозаписями с казнями ИГИЛ). Администрация группы, якобы желая повысить её популярность, вероятно выдумывает историю о таинственной секте, первой жертвой (познавшей её) которой называется Рина. Одновременно появляется группа «Море китов», вся тематика которой была построена вокруг темы китов — одиноких и печальных животных, неизвестно почему совершающих самоубийства, и активируются старые группы, связанные с так называемыми крипи-квестами и ARG, это, например, «Тихий дом», связанный с нетсталкерской культурой

Отмечается, что группа «f57» появилась задолго до гибели Рины-Ренаты, и размещала на своей странице шок-контент.

На 8 декабря администраторы анонсируют «флешмоб самоубийств», списки жертв которого вывешиваются в группе. По мнению ряда СМИ, большая часть этих суицидов была фейковая. Часть администраторов теряют интерес к тематике, некоторые группы резко меняют свою направленность с пропаганды суицидов на ровно противоположную (высказываются предположения, что это произошло из-за случаев реальных самоубийств).

В то же время неизвестные (вероятно, связанные с администраторами групп) начали продвигать через них некий интерактивный квест, ARG, игру с дополненной реальностью. Они взяли задумку таинственного квеста «Инсайдер», созданного в 2012 году — подробностей об оригинальном проекте практически нет — и создали на его основе новую ARG с уровнями и заданиями в реальности.


Ну да ладно, F57 - старая история, вот посвежее.

Кто, наверное, задает вопрос, почему так получается, а в итоге? Мы видим ответ, кризис идентичности способен сотворить с людьми страшные вещи.

Одновременно, идентичность может выглядеть другим образом (Русский Марш), (Бессмертный Полк), или проявляться в виде вышеописанного общества потребления. В любом случае - образы формирующие идентичность имеют колоссальную силу, этот меч обоюдоострый, все зависит от того, как его применить.


Так же могу привести пример уничтожения идентичности, например Советской, сошлюсь на рассекреченный документ ЦРУ, который показывает, что на идентичность можно влиять, атаковать например, менять ее насильно, уничтожая целые народы.


Кстати, если поразмышлять над тем, как именно работает идентичность в обществе потребления - можно прийти к простому выводу, общество потребления на самом-то деле экономически нецелесообразно.


Ведь экономика имеет происхождение (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.


Раздув потребительские потребности одного класса, лишив его культуры, и образования мы получим другой класс, который на этом заработает, но будет ли это выгодно всем? Конечно же нет. В одном месте образуется переизбыток товаров, в другом - голод и нищета. О каком хозяйстве и достойной жизни можно тогда говорить, если одни жрут для того чтобы утолить свою скуку, а вторые умирают обеспечивая это бездумное потребление, которое, к тому же разрушает личность.


Так что, американские коллеги на самом деле очень сильно не правы.


Но вернемся к современному информационному пространству, которое во многом сформировалось благодаря обществу потребления.


Вспоминая об экономической нецелесообразности этого общества мы можем заметить, что многие участки этого пространства имеют некие ловушки, которые направлены на то, чтобы обокрасть один класс в пользу другого.


Для этого используются достаточно изощренные приемы, и многим людям в силу их неиформированности они не очевидны. С точки зрения общества потребления это оправдано, чем ниже культура и образованность одного класса - тем больше “на халяву” наживется другой. Это еще один крупный недостаток общества потребления. Который приводит в том числе и к войнам. Сошлюсь, например на абсолютно не привязанную к моей точке зрения позиции патриарха Кирилла:


Информационное поле — это взрывоопасное пространство. С одной стороны, существует свобода, и человек может легко вступить на это поле, но, с другой стороны, ведь и обустроенное минами поле выглядит прекрасно, если человек не знает, что в земле. И подорваться на этом минном поле очень просто. Нужны миноискатели, нужно чутье. И не какое-то охотничье чутье, а способность различения духов.


Подробнее надо сказать, конечно, же о духах. Как мы разбирали ранее - идентичность, ее деформация, или ее уничтожение базируется на художественных образах, метафизике, и если человек не знаком с фундаментальными знаниями в этой области он не отличит деструктивный посыл от конструктивного, со всеми вытекающими последствиями.

Ему покажется, что все обосновано, идея или образ понравится, а на деле - в его сознании уже заведется деструктивный информационный червь, который не так то просто извлечь.

Запрещать абсолютно все - не выход, необходима соответствующая подготовка, кстати в кремниевой долине дети воспитываются в некоем “стерильном” информационном пространстве, как мы теперь понимаем - это абсолютно оправдано, с точки зрения формирования идентичности, которая приходит к развитию их личности, а не наоборот, как в случае с группой F57 в социальной сети ВКонтакте. После подготовки человек способен противостоять некоторым разрушительным информационным вирусам, но стопроцентной гарантии конечно же нет. В любом случае у неподготовленного человека их нет вообще - обязательно что-нибудь подхватит, особенно ребенок, не стоит также думать, что взрослые люди способны противостоять подобным методам уничтожения личности. Сект благодаря обществу потребления развелось множество, и очень часто в них состоят взрослые люди. Про ИГИЛ и исламистский терроризм я даже говорить не буду, уверен, вы сами все прекрасно знаете.


С полноценной идентичностью в обществе потребления беда, люди начинают ее искать, ведь без нее им жить нормально невозможно, и в итоге, эта конструкция похожа на сеть паука для ловли мух. Самое грустное, что вместо мух в нее попадают люди…


Рассказы о том, что это “эволюция” и прочие байки из склепа не имеют ничего общего с реальностью. Для того чтобы в этом разобраться необходимо ознакомиться с теорией Дарвина, согласно которой выживают те расы, у которых существует взаимопомощь, сотрудничество и взаимовыручка (идентичность определенного типа), уничтожены же по Дарвину будут расы варварские, то есть те, у которых эта идентичность отсутствует. Но в сознании общества потребления бытует другой миф, не правда ли? И теперь читатель, если он ранее не был знаком с выше обозначенными мною фактами прекрасно понимает, зачем он сформирован.




?

Log in

No account? Create an account