?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Первый опыт на поприще патриотического воспитания молодежи
Logo1
trendsout
81749433-qq_tfjbbyl0
  Сейчас много говорят о патриотизме, и «в телевизоре», и в интернете, но такие разговоры редко доходят до реальных дел.
  Вот и я – с одной стороны понимал, что патриотическое воспитание начинается как минимум в школе и давно собирался начать проводить уроки мужества, но все никак не мог собраться. То срочные и как всегда более важные дела, то неуверенность в своей готовности, в общем «отмазки» легко находил.
  При этом о своём желании я периодически рассказывал знакомым, и вот в конце ноября мне предложили провести с учениками одного из техникумов занятие, посвященное одному из «Дней воинской славы России», а именно – дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой – 5 декабря 1941 года. И, после непродолжительной борьбы с «генератором отмазок» в своей голове, я согласился. Тема была вполне конкретная, и наличие пары недель на подготовку внушали оптимизм. А обещание, данное преподавателю, дополнительно мобилизовало.
  Но в свете происходящего на Донбассе, в России, да и вообще в мире, ограничиваться даже такой важной темой, как первая серьезная победа над фашистами в Великой Отечественной войне, при встрече с будущими защитниками Отечества казалось недостаточным.
  Поэтому, посовещавшись с товарищами, которые живо откликнулись и помогли не только советами, но сбором тематического материала, было решено построить урок следующим образом...


Первым делом рассказал детям о событиях, предшествовавших битве под Москвой, а именно:
– о «прогулке» Гитлера по Европе и очень быстром захвате большинства европейских стран;
– о последующем нападении нацистской Германии на Советский Союз и героическом сопротивлении советских войск нашествию сил вермахта, превосходящих нас на тот момент технически и количественно. О сопротивлении, которое уже в первые месяцы войны сломало планы Гитлера на молниеносную победу;
– об эвакуации важных предприятий за Урал и самоотверженном труде советского народа в тылу, который позволил в невероятно короткие сроки запустить производство танков и другого вооружения на новом месте;
– о героической обороне Москвы и параде 7-го ноября 1941 года в честь годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, продемонстрировавшем всему миру готовность Сталина, правительства СССР и всего народа сражаться до конца.

Далее перевел разговор на события, происходившие в годы Великой Отечественной войны в нашем городе – Таганроге:
– об обороне города и, к сожалению, захвате его фашистами;
– о «порядках», наводимых нацистскими «сверхчеловеками», и регулярных расстрелах в «Балке смерти», ставшей символом нацистских бесчинств в Таганроге и его окрестностях;
– о подпольной организации, в состав которой входило много вчерашних школьников, о клятве верности, которую давали друг другу подпольщики, об их борьбе с оккупантами, трагических потерях товарищей и о том, что они не нарушили свою клятву даже перед лицом смерти;
– о тяжелом освобождении города от фашистов;
– о героях, имена которых увековечены в названиях улиц нашего города и о памятнике «Героям подпольщикам».

Далее, вернувшись к событиям конца ноября 1941-го под Москвой, продолжил рассказ о подготовке контрнаступления и ключевых этапах его проведения, о роли маршала Жукова и генерала Доватора, именами которых названы улицы в Таганроге и Ростове-на-Дону.
После этого вкратце коснулись других важных сражений Великой Отечественной войны (Сталинград, Курская дуга, прорыв блокады Ленинграда, взятие Берлина), которые, на момент московского контрнаступления, были еще впереди. Подчеркнув при этом, что в борьбе с нацистской Германией основные тяготы легли на плечи именно Советского народа.

А в завершение обратил внимание учащихся на тот прискорбный факт, что фашистская гидра не была уничтожена полностью при капитуляции гитлеровской Германии. И не все нацистские военные преступники понесли заслуженное наказание, а многие даже активно участвовали в «холодной войне» против Советского Союза. Одним из основных направлений их деятельности было искажение и фальсификация истории.
Причем, после того как Советский Союз перестал существовать, эта деятельность отнюдь не прекратилась.
И, в результате, уже в наши дни — в XXI веке — мы видим откровенные попытки не только обелить приспешников фашистов, а даже желание сделать их героями, как, например, в Прибалтике и на западной Украине.
Кроме того, в конце прошлого века на волне вседозволенности и в России стали появляться почитатели Гитлера. Может быть для некоторых молодых людей кажется невинной шалостью нарисовать на стене фашистскую свастику или написать 14/88, но тем самым они оскверняют память своих дедов и прадедов, отдавших свои жизни во имя того, чтобы все мы могли жить.

Урок прошел хорошо. Вопреки моим опасениям студенты слушали внимательно, и сорок пять минут прошли почти незаметно. Память героев-подпольщиков мы почтили минутой молчания.
Единственное чего было явно недостаточно, так это диалога. Мои вопросы аудитории не всегда находили отклик, а может у меня не хватало терпения его дождаться. Да и самих вопросов и поводов завязать беседу я подготовил, наверное, недостаточно. Ну, что ж — в следующий раз уделю этому аспекту больше внимания. А работу в данном направлении я обязательно продолжу!
Кстати, один из моих товарищей тоже проводил аналогичный урок в другой группе и, я надеюсь, что найдутся ещё неравнодушные и желающие включиться в деятельность по данному направлению.


  • 1
А как же "слайды"? Хотелось бы каких-то визуальных представлений о происходившем.

Автор есть ли фото?

Тема хорошая, вы только вопросы студентам правильные задавайте и они включатся в диалог.
Поднимите руки у кого дедушки, бабушки, пробабушки воевали?
Чего им стоило победить?

Есть короткое видео, но выкладывать пока не планировал.
Основной целью публикации является показать структуру урока.
На основе данной структуры можно освещать и другие знаменательные события Великой Отечественной войны.

У меня дядя воевал.

  • 1